?

Log in

СинеМатрица
Смотрите с целью увидеть!
Matrix Trilogy (part1) 
29th-Sep-2005 07:19 pm
BogaTir'

MATRIX TRILOGY

МАТРИЦА ТРИЛОГИЯ: "Евангелие от Морфе...я, Нео, Тринити и все все все"
урезанно-обрезанно-изуродованная версия статьи Ольги Брилевой-Чигиринской

спрОсите, а зачем я её так - и я отвечу - а это я специально - поскольку МЕЧТАЮ познакомиться с Ольгой

(вот уж сколько лет и зим...) - ведь ей скажут (доложат) и она со мной свяжется... надежда как говорят... умиает последней

есть правда и еще несколько "скрытых" причин - спросИте - и я скажу!

Итак... дубль 7... сцена последняя...

"Почему, мистер Андерсон (где-то мы это имя уже слышали... ах, да - режиссер "Магнолии"...)

Почему вы делаете это?

< / черная кошка... отряхивается... мяу... \ >

"Почему, мистер Андерсон? Почему вы делаете это? Зачем встаете? Зачем продолжаете драться? Вы верите, что сражаетесь за нечто большее, чем просто ваше выживание? Вы можете сказать мне это? Вы сами-то это знаете? Это свобода? Истина? Может быть, МИР? Или же любовь...

Иллюзии, мистер Андерсон! Причуды восприятия! Временные конструкции слабого человеческого интеллекта, безнадежно пытающегося найти в существовании значение и смысл. Все они так же искусственны, как и сама Матрица. Хотя только человеческий разум мог придумать такую скучную вещь, как любовь. Вы должны увидеть это мистер Андерсон, вы должны понять это сейчас! Вы не можете победить, нет смысла продолжать драться!

Ну... Почему, мистер Андерсон, почему, почему вы упираетесь?"

 

"Потому что я выбрал это" (И ТОЧКА)

Именно "Матрица" заставила меня крепко задуматься над Ин. 10:17. "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее". Христос говорит здесь не "Вас", а "Меня".

Любовь Бога-Отца к Единородному Сыну выражается не в том, что Сыну дана власть и сила и слава и честь - но в том, что Сын отдает жизнь. Отец дает Сыну право умереть страшной смертью, и Сын предъявляет это право людям как доказательство любви Отца. Потому что это есть одновременно доказательство полной и непостижимой свободы, которую Бог дает тем, кого любит.

Человек, принявший эту свободу - непобедим.

Даже тем, за пределом. "Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это неизбежно". Если видеть в борьбе Нео и Смита аллегорию борьбы Христа и дьявола (а я вижу это именно так), то в слово "неизбежно" каждый из них вкладывает свой смысл. Для Смита/дьявола "неизбежно" - это значит, дергаться незачем, нужно сложить лапки и тонуть. Для Нео/Христа/христианина "неизбежно" означает: когда мы сделаем все, что должны, Бог обязательно обратит зло в добро и все кончится хорошо. Но не раньше, чем мы сделаем все, что должны. Не раньше.

...

 

Меня порой спрашивают: почему я вижу в "Матрице" христианский подтекст, когда там битком набито неоязычества, буддизма, кастанедовщины и прочего. Отвечаю я так: христианский подтекст я вижу в первую очередь потому, что я христианка, и ни по какой другой причине. Не сомневаюсь, что, будь я буддисткой или неоязычницей - я бы увидела в нем буддистский или неоязыческий месседж (есть же люди, которые видят эзотерический месседж в Евангелии), но я христианка. Я не обитательница глухого затвора, мне прекрасно видны в "Матрице" знаки и мотивы других религий - не знаю насчет Кастанеды, но от буддизма там да, есть. И в связи с этим многие поднимают еще один вопрос - как может христианин смотреть фильм, в котором так много нехристианского, да еще и советовать его другим, да еще и писать статьи… На это у меня один ответ, точнее встречный вопрос: вы хотите отдать зрителей "Матрицы" на откуп необуддистам и кастанедовцам? Несомненно, он будут рады столь щедрому подарку, но лично я пока повременю его делать.

Я не думаю, что киноэпопея "Матрица" задумывалась братьями Вачовски как инструмент христианской проповеди - но ведь и алтарь "неведомому богу" строился безо всякого расчета на апостола Павла. Поэтому

я не вижу причин отказываться от "Матрицы" как от подмостков для благовестия. Напротив, я нахожу эти подмостки очень хорошими.

"Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революци
И"

представляют собой, на самом деле, один фильм, через который красной нитью проходит тема свободы воли и предопределения. Три ключевых диалога в фильме - с Пифией, Меровингеном и Архитектором - бросают три разных взгляда на этот вопрос.

Что такое Пророчество об Избранном - воля Провидения о людях и машинах или же очередной механизм контроля Матрицы над людьми? Нео должен сделать выбор, и должен сделать его вслепую. Доверие всегда слепо, потому что будущее всегда темно. "Плохие новости состоят в том, что ты не можешь по-настоящему знать, зачем я здесь - чтобы помочь тебе или нет. Так что это полностью зависит от тебя. Ты только должен как следует взяться за ум и решиться принять мою помощь или отвергнуть". "Но если ты уже знаешь - как я могу сделать выбор?" - спрашивает Нео у Пифии. "Ты пришел не затем, чтобы сделать выбор, ты уже сделал его. Ты здесь, чтобы осознать, почему ты его сделал".

Иной взгляд на свободу воли высказывает Меровинген, программа-ренегат, испугавшаяся возвращения к Источнику, месту рождения и смерти всех программ: "Выбор - это иллюзия, созданная теми, у кого есть власть для тех, у кого ее нет. (…) Такова природа Вселенной. Мы боремся с ней, пытаемся отрицать ее, но все это сплошное притворство, сплошная ложь. Под этой уравновешенной видимостью - правда, которая состоит в том, что мы абсолютно ни на что не влияем. Причинность. Из нее нет выхода и мы ее вечные рабы. Наша единственная надежда, наш мир - в том, чтобы понять это, понять, "почему". "Почему" - отличает нас от них, вас от меня. "Почему" - единственная реальная власть, без нее ты слаб. И вы пришли ко мне без "почему" а значит - без силы. Еще одно звено в цепочке". Если в фильме и есть проповедь буддизма - то это она. Но фильм опровергает ее сначала ироничным эпизодом с Персефоной, а потом - в третьей части - энергичными действиями Тринити.

Центральной темой первого фильма была вера - и воплощением этой веры является Морфей. Но вот наступает "момент истины" - и нужна не столько вера, сколько надежда.

Надежда безумная, потому что разум пасует перед лицом страшной реальности. Двести пятьдесят тысяч машин идут на штурм Сиона, "по одной на каждого мужчину, женщину, ребенка в городе". Три дня на то, чтобы преодолеть толщу земной коры, а потом - бойня. Капитан Лок - воплощение пресловутого северного мужества - намерен держаться до конца и презирает надежду. Капитан Сарен и капитан Ниоба идут за Морфеем - не потому, что надеются, а потому что хотят принять бой в сердце вражеской твердыни. А еще потому что Ниоба любит Морфея. "Девушки предпочитают отчаянных парней, но замуж выходят за надежных". Лок - надежный. Морфей - отчаянный. Перед лицом неминуемой гибели Ниоба выбирает отчаянного.

Замечу интересный языковой парадокс: в индоевропейских языках "отчаянный" и "решительный" - это синонимы. Отчаянный - это не тот, кто впадает в уныние перед лицом неминуемой гибели. Отчаянный - это тот, кто действует наперекор отчаянию, когда надеяться уже не на что. Это удивительное состояние на гребне горы меж двух пропастей, между тупым унынием и тупой же уверенностью в себе и своих силах, это парадоксальное состояние: на надежного Лока надеяться уже нельзя, а отчаянный Морфей не отчаивается. "Все наши жизни мы отдали этой войне. И я верю, что сегодня она закончится. Сегодняшняя ночь - не случайность. Случайностей не бывает. Мы пришли сюда не волей случая. Я не верю в случай, который свел бы три цели, три корабля, трех капитанов. Я вижу не совпадение, а провидение, я вижу цель. Я верю, что наша судьба - оказаться здесь. Это наш рок. Я верю, что в этой ночи заключен смысл жизни всех и каждого из нас". Говорите что хотите, но это и есть полностью христианский взгляд на предопределение. Примирить Божью волю о каждом из нас со свободой нашей воли можно только так, как это делает Морфей - Провидение есть, но человек в нем не страдательное, а активное лицо. Не "со мной что-то происходит", а "Бог и я делаем то-то и то-то".

Морфей - вера, надежда - это Нео. Между ними различие в том, что Морфей безоговорочно верит в Нео, а вот Нео сам в себя не верит. Он знает, что его сила - именно в неверии, в неверии в реальность происходящего в Матрице. Поэтому в Матрице он способен на чудеса. Он воскрешает Тринити не потому что он верующий, а потому что он скептик. Он знает, что эта его возможность существует лишь потому, что Матрице зачем-то нужно, чтобы она существовала. Но Матрица - не Бог, и сам Нео - не Бог, и в конце он получает ответ на все свои горькие вопросы: да, он избран - но избран Матрицей для того, чтобы произвести новый цикл перезагрузки. Ложки-то нет, а есть ли брешь в доспехах судьбы? И вот тут в Нео зарождается надежда - но не на себя, и не на Матрицу; она обращена вовне того и другого. Матрица создала жуткую пародию на Провидение - но каким-то образом свободные создания в ней - Меровинген, Персефона, Пифия и даже толпа агентов Смитов - действуют так, что приводят Нео туда, где он должен быть. Матрица тебя имеет - но, кажется, кто-то имеет Матрицу! В диалоге с Архитектором и в развернувшихся за ним действиях это показано явно.

Для Архитектора жизнь Нео - "сумма остатков несбалансированного уравнения, неотъемлемого от программирования Матрицы"; "возможность аномалии, которую, несмотря на все мои усердные попытки, я так и не смог исключить из того, что должно было стать гармонией математической четкости. Пока она остается тщательно избегаемой сложностью, она не является неожиданной и потому не превосходи возможностей контроля". Все рассчитано и взвешено, даже непредсказуемость человеческой натуры, наделенной свободой воли. Пифия - первая программа со свободной волей, созданная, чтобы "исследовать некоторые аспекты человеческой психики". Именно Пифии принадлежит идея создать в Матрице иллюзию свободного выбора - "99% тестируемых принимали программу, пока она давала им выбор, даже если этот выбор лежал почти на уровне подсознания". Но иллюзию свободы воли создать невозможно: там, где есть хоть какой-то выбор, с неизбежностью есть и реальные последствия этого выбора. Последствия выборов миллионов людей накапливаются, создавая "противоречивую системную аномалию, которая, если ее не исправить, будет угрожать всей системе в целом". Поэтому каждый, кто не приемлет Матрицу, должен быть уничтожен или изгнан.

Поклонники мятежного Люцифера, якобы восставшего против безупречных порядков, в одном неправы: не Бог и не ангелы Его ищут стабильного, застывшего в своей красоте мира - да и как они могли бы, ведь Бог - чистое и вечное движение, действие, читайте Фому Аквинского. Дьявол, а не Бог, ищет мертвой гармонии безупречности. Матрица ищет ее. Архитектор сокрушается, что первое его творение, идеальный мир, погибло - люди не выдержали той красоты и гармонии, которую создала для них машина. Как же они мучились перед смертью, бедняги… Архитектор вынужден иметь дело с крайне нестабильным материалом - отчего-то их этих "камней живых" не получается того храма, который он строит, поэтому время от времени нужно устраивать "перезагрузки", и нужен для этого опять-таки человек. Избранный. "Функция Избранного - вернуться в Источник, позволить на время распылить свой код, и таким образом ввести заново первичную программу. После чего он должен будет выбрать из Матрицы 23 человека, 16 женщин, 7 мужчин, чтобы восстановить Сион. Отказ выполнить этот процесс приведет к катастрофическому уничтожению системы, что убьет каждого, связанного с Матрицей, и в сочетании с уничтожением Сиона приведет к гибели всей человеческой расы".

Пять раз у Архитектора все сошло как надо. Но Нео отличается от своих предшественников. В отличие от них, "основывающихся на сходном убеждении - утверждении, которое должно было создать сильную привязанность к остаткам вашего вида, облегчая функционирование Избранного". Он испытывает совершенно конкретную любовь к совершенно конкретному человеку - к Тринити, которая, нарушая все расчеты Архитектора и свое обещание, данное Нео, врывается в Матрицу, чтобы спасти жизнь Морфею и Ниобе, и тем самым дает Нео выбор, которого он иначе был бы лишен.

"Дверь справа ведет к Истоку и спасению Сиона. Дверь слева ведет назад в Матрицу, к ней и концу всего человеческого рода. Как ты верно заметил, проблема - это выбор. НО мы ведь уже знаем, что случится, не так ли? Я уже вижу цепную реакцию, химических предвестников атаки чувства, созданного нарочно, чтобы преодолевать логику и причинность, которая ослепляет тебя, не давая узреть простую и очевидную истину: она умирает, и ты ничего не можешь сделать, чтобы остановить это".

продолжение следует.
This page was loaded Feb 20th 2017, 6:24 am GMT.